
Монополия FTX на криптовалютном рынке и Сэм Бэнкман-Фрид во главе этих событий. Нельзя не заметить, последние несколько недель ежедневно пестрят заголовками о панике на рынке. Но как видно, у кого-то был коварный план и стратегия на этот случай. А может кто-то помогает толкать эти шатающиеся доминошки?
Разберем все события по порядку и постараемся вспомнить всю хронологию событий и дадим раздор мыслям.
Наш герой — Сэм Бэнкман-Фрид, более известен нам как SBF — глава криптовалютной биржи FTX и собственной компании Alameda Research. В текущем 2022 году уверенно закрепился в рейтинге топ-100 влиятельных людей планеты по версии TIME. Один из списка богатейших людей в сфере криптовалюты и блокчейн индустрии (Forbes). Сегодня оценочное состояние превышает 24 млрд.$
Содержание:
Введение

В последние несколько недель наш герой выделил примерно 1млрд.$ на различные сделки и операции. Эти события сформировали два мнения в мире. Для самых ярых фанатов и последователей это стало доказательством, что SBF никто иной, как спаситель и защитник, который защищает отрасль в очень тяжелые времена. Имеет доброжелательные манеры и является практически спасителем и покровителем цифрового мира. Но есть и альтернативное мнение его поступков. Все его действия изначально спланированная стратегия для расширения и доминирования в криптоиндустрии.
CEO биржи FTX c каждой новой сделкой усиливает свою монополию на криптовалютном рынке. Реакция сообщества на эти действия получилась не самой однозначной. Как утверждают участники рынка контактировавшие с FTX, такое давление может понести ущерб идеологии децентрализованного рынка. Партнер из Architect Partners и коллега Эллиот Чун выразил опасение. Такая модель бизнеса которой активно занимается глава FTX, может обернуться конфликтами и неприятными последствиями.
«Для криптовалютной отрасли очень опасно иметь связи с FTX. Взгляды монополии абсолютно противоречат понятиям свободного рынка. Особенно это касается рынков криптоэнтузиастов»
Конечно, как и полагается (иначе и быть не могло) Бэнкман-Фрид абсолютно ничего плохого в этом не видит. И даже видит странность в том, что было бы только хуже, если бы никто не проделывал то, чем он так активно занят в последнее время.
Наш главный герой выступает в роли спасителя и лекаря для своих приверженцев. Больше всего, заверяет Сэм, хотелось бы прекратить и сдержать заражение рынка. Наша цель- обезопасить активы всех клиентов. Но как заметили в Bloomberg, публичные комментарии идут слегка вразрез с его «закулисными играми и маневрами»
Опасения
Действия Сэма вызвали огромные опасения и для многих стали тревожной мыслью. Что глава FTX и Alameda получат обширный контроль как над прямой, так и косвенной отраслью. Приверженцы криптовалютного мира утверждают, что децентрализация — это именно та отличительная черта, что отличает цифровой рынок от общепринятой системы финансов.
Структурные управления связанные с Бэнкманом-Фридом начинают активно расти. После заявлений и намеков о том, что многие криптовалютные биржи неплатежеспособны. Сэм вышел на охоту. Июньская покупка криптобиржи Bitvo, канадская биржа, как многие считают, была выбрана не случайно. FTX в Гонконге имеют приличную долю криптотрейдерского направления. Брокер Embed Financial Technologies был выкуплен полностью. Наша тройка для обсуждения — Voyager Digital, Celsius, BlockFi.
Ходили слухи от лиц близких к окружению о возможности поглощения Robinhood Markets Inc. (Брокерская компания на основе криптовалют и акций) стоимостью почти в 60млрд$. По случайным причинам резко упала в цене за последние месяцы. Главный герой отрицает такие события и заверяет, что активных переговоров так и не было. В прошлом году Сэм даже выдвигал идею о покупке Goldman Sachs Group (один из крупнейших в мире инвестиционных банков, являющийся финансовым конгломератом) — была ли это шутка, многие так и не поняли.
FTX и Voyager Digital

На Уолл-стрит о SBF говорили будто он пытается поймать падающий нож, о чем свидетельствовали заявления Voyager Digital о банкротстве. Буквально через пару дней после получения кредита на спасение, от кого? — Все верно. Сэм выделил кредит на 485млн.$, но так и не смог спасти фирму от банкротства. Очень жаль, что попытка помочь так и не увенчалась успехом, так сложилось изначальное мнение, или нет? Как выяснилось чуть позднее, все это было изначально спланированным событием, назрел конфликт. После объявления Voyager Digital о банкротстве, предложение от FTX и Alameda не заставило себя ждать (если не было озвучено закулисно чуть ранее). FTX и Alameda предложил Voyager сделку по глобальной реструктуризации. По сути, компания Alameda собралась выкупить все активы Voyager по рыночной стоимости, за исключением кредитов Three Arrows Capital (650 миллионов долларов США). Кроме того, клиентам Voyager предложат открыть счета в FTX и получить часть своих заблокированных активов. Также, согласно условиям сделки, Alameda Research должна простить Voyager долги. Но тут случилось неожиданное, юристы Voyager Digital отказались от сделки и высказались о том, что данная сделка не принесет никакой реальной выгоды для ее клиентов.
Официальный ответ юристов Voyager
«Предложение AlamedaFTX – это не что иное, как ликвидация компании на условиях, выгодных AlamedaFTX»
Юристы Voyager утверждают, что сделка была разработана исключительно для пиара компаний Сэма Бэнкмана-Фрида. А не для того, что бы на самом деле как-то помочь клиентам потерпевшей банкротство компании. Так же отмечается факт усложнения процесса такой сделки из-за судебных и непростых разбирательств. Voyager Digital подтвердила, что она по прежнему открыта для серьезных предложений которые принесут пользу всем партнерским сторонам.
Нашему главному герою, судя по всему, отказ не сильно понравился, на что в ответ Сэм не поленился в твиттере в 15 пунктов раскритиковать юристов и весь процесс банкротства Voyager Digital.

Не забыл упомянуть и Mt. Gox (онлайн-сервис обмена цифровых валют, осуществлявший операции между криптовалютой Bitcoin и национальными валютами. По состоянию на август 2013 года около 47 % всех транзакций в сети Bitcoin производилось через эту площадку) и предсказал долгий, затяжной процесс банкротства. Напомним что после краха Mt. Gox процесс возврата средств своим инвесторам проходит и по сей день.
FTX и Celsius

Казалось бы, причем тут Celsius?
Из-за проблем с ликвидностью крупнейший криптовалютный кредитор Celsius подали официальное заявление о банкротстве по главе 11. В пресс-релизе Celsius сообщила, что у нее есть только 167 миллионов долларов наличными. Эти средства будут использованы для «поддержки операций». Как известно из предыдущих событий FTX отказался помогать Celsius финансированием. А после в СМИ появилось заявление о том, что FTX отказывается от покупки крупного криптовалютного кредитора из-за огромного долга Celsius. Крупнейшая биржа пыталась воспользоваться тяжелой финансовой ситуацией в которой оказалась ведущая CeFi-платформа, как сообщалось ранее. Но занимательным фактом является то, что сам Celsius не продвигал идею слияния именно с FTX. Сэм отказался от сделки, а официальным отказом от сделки стал факт долга Celsius в 2 млрд. В итоге Celsius покрыл часть своих долгов в DeFi секторах, судебный процесс все еще проходит.
Интересные события после банкротства Celsius и нашего главного героя не заставили себя ждать. Крупные издания со ссылками на судебные документы в рамках банкротства узнали, что самым крупнейшим кредитором Celsius Network оказалась фирма, которая имеют прямую связь с основателем криптобиржи FTX.
Крупнейшим кредитором Celsius оказалась некая фирма Pharos USD Fund SP. О данной фирме почти ничего неизвестно. В судебных документах лишь указан адрес компании Pharos на Каймановых островах. На сайте в профиле LinkedIn у Lantern Ventures фирма Pharos никак не фигурирует. А в SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам) указано аффилированное лицо Lantern. В ходе разбирательств выяснилось, что CEO Lantern числится Тара Мак Олей, которая заявляла, что является соучредителем — угадайте чего?
- Все верно, именно Alameda Research, основателем которой является, можно без подсказок — Бэнкман-Фрид
Конечно до раскрытия всех карт, Сэм заявлял обратное.
Идеальная сделка и BlockFi

После отказа FTX от сделки с Celsius. FTX взял в разработку еще одного крупного кредитора цифровых активов. FTX вновь бросает спасательный круг на этот раз BlockFi и выдает кредитную линию на 400 млн$. Но сделка обязывала полный выкуп компании, знаем мы, забегая наперед. BlockFi испытывал проблемы с ликвидностью из-за падения Terra Luna. Конечно команда FTX и инвесторы знали о близком крахе кредитора. Компанию, первоначальной оценочной стоимостью в более чем 3 млрд.$ удалось приобрести дешевле всего лишь на 99%.
Конечная стоимость покупки составила чуть более 25 млн$. Сделка с BlockFi уже рекламируется, как триумф Бэнкмена-Фрида, даже его конкурентами. Он купил фирму, которая в последний раз оценивалась в 3 миллиарда долларов, за копейки.
Очевидно, что изначальную помощь в спасении BlockFi, было стратегическим решением, которое помогло FTX US укрепить свой бренд и привлечь больше потенциальных клиентов. Это стало еще одним шагом команды SBF в мир криптокредитования.
Финал
Думали это все?
Все чаще появляются слухи о том, что FTX снова начал переговоры о привлечении нового капитала. По словам Бэнкмана-Фрида, данные действия могут быть нацелены на проблемных майнеров биткоинов. Активы компаний испытывающих проблемы с финансированием, за которыми следит Сэм и его команда. Многие в криптоиндустрии уже прогнозируют проблемы из-за того, сколько власти накапливает наш главный герой. Данные Architect Partners заверяют, что FTX и Alameda станут ведущими поставщиками проблемного финансирования во второй половине текущего года. Учитывая широту и охват деловых интересов Сэма, многие инсайдеры отрасли видят потенциальные конфликты интересов в будущем. Банкротства Voyager и Celsius раскрыли взаимосвязанную сеть кредиторов и займов между Alameda. На сеть инвестиций компаний пролили свет, а крупнейшим кредитором Celsius и вовсе была причастная к Сэму компания. (Как утверждалось ранее, глава FTX утверждал обратное).
Стоит отметить, что Сэм очень умело распоряжался капиталом своей компании, отдавая ключевое предпочтение именно прибыльности, а не достижению роста любой ценой. Именно это и стало весомым оружием и отличием от его конкурентов. Привлечение капитала происходило именно тогда, когда тот ему не был нужен. Это и позволило ему стать тем самым китом и выйти на охоту в период криптозимы.
Для многих Бэнкман-Фрид остается спасителем и борцом за правое дело, который держит в мире криптовалюты руку на пульсе. Обещания в конечном итоге раздать практически все свое состояние является для подражателей ничем иным, как «Мессией в цифровом мире». Часть аудитории криптоэнтузиастов лестно высказываются в адрес молодого криптовалютного миллиардера.
Но это и не означает, что наш Робин Гуд не может быть хитрым авантюристом, который в полной мере воспользуется положением своих соперников.